ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

"Школа юного социолога" 

  

 

Разработчики:

Данилов Александр Николаевич,

доктор социологических наук, профессор,

Сакович Анжела Юрьевна,

кандидат социологических наук,

Методическое сопровождение:

Яковлева Ирина Александровна,

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации программы: 6 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2021

 

 
Пояснительная записка

Потребность современного общества в социологических знаниях объективно возрастает. Принятие грамотных и эффективных решений невозможно сегодня без тщательного учета общественного мнения, интересов и настроений людей, общих законов социального взаимодействия, механизмов мотивации и стимуляции активности в труде, учебе, общественной деятельности. Прогнозирование социальных последствий тех или иных преобразований в обществе требует ясного понимания взаимосвязи основных сфер общественной жизни, прежде всего социальной и экономической, экономики и духовной жизни, роли политики, морали, идеологии, места и значения социальных норм и социального контроля в организации стабильного и развивающегося общества.

Не в меньшей мере нуждается в социологической информации и индивид, особенно в период социализации, гражданской зрелости. Выработка правильной жизненной позиции, социальных ориентаций, умения согласовывать свои ожидания с ожиданиями других людей и требованиями общества – все это основывается на тех или иных представлениях об обществе, о социальных процессах и институтах.

Программа разработана на основе анализа научной литературы по социологии, курсов социологии для студентов университета, с учетом специфики восприятия и уровня общей подготовки школьников.

Логика подачи материала построена на восприятии фактов реальной жизни, их научном анализе и выстраивании поведенческих моделей, что позволяет развивать интерес к предмету изучения. В программе представлены теоретико-методологические концепции современного общества, методология исследования и сугубо практические методы их изучения. Вначале рассматривается социологическая структура общества, отражающаяся в общей социологической теории. Дается материал по истории социологии, при этом подчеркивается единство преемственности и развития социологического знания. В дальнейшем обучающиеся знакомятся с тем, как работает социолог (методы социологического исследования – опрос, интервью, контент-анализ; статистические приемы анализа; математическая обработка социологических данных).

Теоретическое обучение сочетается с практическим. Задачи курса практической подготовки – развитие навыков самостоятельной работы с литературой по социологии; освоение в самостоятельном социологическом исследовании методов сбора информации; приобретение опыта общения с людьми в качестве анкетера; подготовка научного отчета по результатам исследования.

О проделанной работе учащиеся отчитываются на конференции школы юного социолога. Результаты лучших социологических исследований участников школы юного социолога будут опубликованы в сборнике материалов конференции.

 

Цели и задачи Школы юного социолога

Цель школы юного социолога – формирование профессиональной ориентации учащихся средних учебных заведений по специальности «социология».

Основными задачами работы школы юного социолога являются:

- знакомство слушателей с основами социологии;

- развитие исследовательских навыков;

- популяризация социологического образования в молодежной среде;

- подготовка учащихся к осознанному выбору профессии социолога;

- информирование учащихся и их родителей об условиях обучения на факультете философии и социальных наук.

Программа занятий рассчитана на учащихся 9-11 классов средних школ. Программа составлена на 6 месяцев, 52 часа (один раз в неделю по 90 минут).

 

Учебно-методический план
 

 Темы

 Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

2

-

2

1

Основы социологического знания

12

6

6

2

Социологическая диагностика современного общества

12

6

6

3

Социология в век цифровизации

12

6

6

4

Социология меняющая время

8

4

4

5

Профессия социолог

4

2

2

 

Итоговое занятие

2

-

2

 

ИТОГО

52

24

28

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Знакомство школьников с мемориальной аудиторией имени профессора А.Н. Елсукова, где будут проходить занятия. Далее представление преподавателя, знакомство друг с другом, с Белорусским государственным университетом, с факультетом философии и социальных наук, его традициями, организацией работы на факультете. Экскурсия в музей истории БГУ.

 

Тема 1. Основы социологического знания

Теория

Знакомство с социологией. Возникновение и развитие социологии. Современная зарубежная социология. Развитие социологии в Беларуси. Объект, предмет, структура и функции социологии. Основные понятия социологии. Общество как социальная система. Экономическая, социальная, политическая, духовная подсистемы общества.

Практика

Встреча учащихся школ со студентами отделения социологии факультета философии и социальных наук БГУ. Участники встречи смогут узнать от самих студентов, что такое социология и почему ее интересно изучать. Участие в социологической игре, которая позволит школьникам по-новому понять смысл работы в команде.

 

Тема 2. Социологическая диагностика современного общества

Теория

Понятие «социологическая информация». Качество, надежность и достоверность информации. Общая характеристика методики и техники социологического исследования, его назначение. Опрос. Разновидности опросов. Особенности онлайн-опросов. Анкетный опрос. Анкета. Виды вопросов анкеты. Интервью. Виды интервью. Фиксация данных в интервью. Социологическое наблюдение. Организация включенного наблюдения. Что наблюдать и как. Трудности метода. Преимущества и недостатки наблюдения. Понятие «документ». Анализ документов. Классификация документов. Традиционный логический анализ. Контент-анализ. Эксперимент в социологическом исследовании. Условия проведения.

Практика

Обсуждение темы самостоятельного исследования. Знакомство с требованиями социологической работы, с объектом исследования. Работа над программой и инструментарием исследования. Корректировка инструментария. Составление плана полевых работ. Проведение полевых исследований.

 

Тема 3. Социология в век цифровизации

Теория

Обработка социологической информации. Измерение и шкалирование в социологии. Работа в программе SPSS.  Группировка социологических данных. Распределения. Средние величины. Нормальное распределение. Проверка статистических гипотез. Корреляционный анализ. Типы корреляций. Расчет и интерпретация коэффициентов связи. Факторный анализ.

Анализ, объяснение, интерпретация данных социологического исследования. Обобщение результатов социологического исследования. Разработка научно-обоснованных выводов и практических рекомендаций. Итоговые документы социологического исследования. Формирование и презентация результатов социологического исследования. Графические методы предоставления социологической информации. Правила построения, форматирования в PowerPoint и сопровождения презентации.

Практика

Подготовка информации к обработке на ЭВМ: шифровка, кодировка данных исследования. Ввод информации в ЭВМ. Основные вычислительные процедуры. Анализ полученных данных. Написание итоговых документов. Подготовка презентации.

 

Тема 4. Социология меняющая время

Теория

Значимость результатов социологических исследований в познании и решении социальных проблем. Влияние социологической информации на принятие управленческих решений. Маркетинговые исследования и потребительское поведение. Электоральные исследования. Социологические исследования в рекламе и PR.

Практика

Анализ практической значимости результатов самостоятельных исследований школьников. Подготовка к итоговой конференции. Написание текстов выступлений, статей.

 

Тема 5. Профессия социолог

Теория

Где можно получить профессию «социолог»? Особенности подготовки социологов на факультете философии и социальных наук БГУ. Условия поступления. Перспективы трудоустройства.

Практика

Посещение Института социологии НАН Беларуси.

 

Итоговое занятие

Презентация результатов самостоятельного исследования на научно-практической конференции школы юного социолога.

 

Ожидаемые результаты

По окончанию обучения учащиеся будут

знать:

- основные социологические понятия и категории;

- основы конкретных методов и процедур эмпирических социологических исследований

- способы обработки и анализа социологических данных;

- условия подготовки социологов в БГУ;

- возможности профессиональной реализации и карьерного роста выпускников отделения социологии факультета философии и социальных наук БГУ

уметь:

- осуществлять поиск и анализ необходимой социологической информации из различных источников;

- анализировать социальные процессы 

- аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем;

- использовать социологические знания в процессе взаимодействия с основными социальными организациями и институтами общества, социальными группами и общностями;

владеть:

- методами и процедурами эмпирических социологических исследований;

- навыками работы в команде.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов реализации программы осуществляется на итоговом занятии в форме научно-практической конференции. Участники школы юного социолога презентуют результаты самостоятельного социологического исследования. По результатам конференции, лучшие работы будут опубликованы.

 

Формы и методы реализации программы

Основной формой образовательного процесса является занятие. Формы и методы обучения и воспитания связаны с конкретной тематикой занятия. Занятия могут проходить в виде: лекций, беседы, дискуссии, практических заданий, занятий с элементами тренинга, семинара. Правильная организация взаимоотношений преподавателя и ученика – одно из необходимых условий занятий. Педагогическое взаимодействие, направленное на реализацию целевого назначения программы, организуется на основе использования как традиционных, так и инновационных технологий, и форм обучения. Для создания творческой коммуникативной среды, для расширения пространства сотрудничества на уровне «преподаватель-учащийся», «учащийся-учащийся» широко используются диалоговые технологии.

Практическая часть программы направлена на формирование исследовательских навыков, умение собирать и анализировать информацию, написание научных текстов.

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы и приемы обучения:

- словесные (лекция, беседа, объяснение, анализ текста и др.);

- наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций);

- практические (выполнение собственного социологического исследования, написание тезисов к конференции);

-  логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

- гностические (исследовательские, проблемно-поисковые).

Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется посредством текущего и итогового контроля.

Текущий контроль предполагает оперативный и тематический контроль:

- оперативный – на каждом занятии анализируется проделанная работа, оцениваются приобретённые навыки и умения;

- тематический – осуществляется на итоговом занятии по каждой теме в виде анкетирования учащихся, отслеживания текущих показателей (подготовка исследовательского проекта).

 - итоговый контроль – презентация результатов исследования на научно-практической конференции.

 

Рекомендуемая литература и информационные ресурсы
  1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер с англ.; Под ред. Г. С. Батыгина. М., 1996.
  2. Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. - М. Весь Мир,1994.
  3. Социология: учеб.-метод. пособие / А.Н. Данилов [и др.]; под науч. ред. А.Н. Данилова. – Минск : БГУ, 2012.
  4. Елсуков, А.Н., Данилов А.Н. История социологии / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов. - Минск, 2012.
  5. Социология в Белорусском государственном университете: история, факты, документы / А.Н. Данилов, А.Н. Елсуков, Д.Г. Ротман. – Минск: БГУ, 2006.
  6. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / под ред. Д. Г. Ротмана, А. Н. Данилова, Л. Г. Новиковой. - Минск, 2001.
  7. Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie». – Научно-теоретический журнал «Социология» - № 2.2004. – С. 69-78.
  8. Данилов А.Н. Слово о современниках / А.Н. Данилов. – Минск. – Беларус. навука, 2013.
  9. Рубанов, А.В. Социология массового поведения: учеб.-метод. пособие / А.В. Рубанов. – Минск : БГУ, 2011.
  10. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объ­яснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М., 2003.
  11. Шавель С.А. Общественная миссия социологии / С.А. Шавель. – Минск. – Беларус. навука, 2010.
  12. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн., 2003.
  13. «Журнал Белорусского государственного университета. Социология». – Электронная библиотека БГУ.