Фурманов Игорь Александрович

Фурманов Игорь Александрович

Заведующий кафедрой социальной и организационной психологии
Доктор психологических наук, профессор

Кафедра социальной и организационной психологии

Республика Беларусь 220004 г. Минск ул. Кальварийская 9, 4 этаж к. 430

Тел. кафедры: (+375-17) 259-70-48; e-mail кафедры: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Тел. раб.: (+375-17) 259-70-49.

Биография:

Родился 27 февраля 1960 в г. Запорожье (Украина).

В 1981 году с отличием закончил педагогический факультет Белорусского государственного орденоносного института физической культуры.

В 1986 году закончил аспирантуру Государственного центрального орденоносного института физической культуры па специальности "Психология спорта".

В 1986 году получил ученую степень кандидата психологических наук после защиты диссертации на тему "Содержание и динамика мотивов командной игровой деятельности спортсменов" в Институте психологии Академии наук СССР.

В 1998году получил ученую степень доктора психологических наук после защиты диссертации на тему "Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения на подростковом и юношеском этапах онтогенеза" в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Профессор психологии с 2003 года.

В период с 1986 по 2000 годы работал младшим, старшим научным сотрудником в различных научно-исследовательских учреждениях г. Минска (ПНИЛ НОТ БГИНХ, Белорусский филиал ВНИИ ПТО), заведующим лабораторией практической психологии, заведующим отделением психологии, заместителем директора по научной работе в Национальном институте образования. С 2000 по 2005 г.г. заведующий кафедрой психологии Белорусского государственного университета, с 2005 г. – профессор кафедры психологии, с 2009 г. – заведующий кафедрой психологии. Также является профессором кафедры психологии Академии последипломного образования, профессором кафедры прикладной психологии Белорусского государственного педагогического университета, кафедры психологии и педагогического мастерства РИВШ БГУ.

Осуществлял непосредственное руководство 24 научно–исследовательскими темами и проектами Министерства образования РБ, Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, Президентских и государственных программ, ЮНИСЕФ.

Являлся делегатом Первого съезда учителей Республики Беларусь (1997 г.), II съезда ученых Республики Беларусь (2017 г.), обладателем стипендии Президента Республики Беларусь деятелям науки, образования, культуры, здравоохранения и талантливым молодым ученым (2002 г.), стал победителем конкурса на установление персональной надбавки за выдающийся вклад в социально–экономическое развитие республики (2006 г.).

Награжден нагрудным знаком «Отличник образования Республики Беларусь» (2015 г.), Почетными грамотами и грамотами Минобразования РБ, Национального института образования, Белгосуниверситета.

Награжден нагрудным знаком «Отличник образования Республики Беларусь» (2015 г.), Почетными грамотами и грамотами Минобразования РБ, ВАК РБ, Национального института образования, Белгосуниверситета.

И.А. Фурманов имеет более 390 печатных научных работ, из них 11 научных монографий, 1 учебник, 6 учебных пособия, 10 методических и 5 учебно–методических пособия, 4 методических рекомендаций, 4 курсов лекций, 9 учебных программ и 2 программно–методических комплекса, более 230 научных статей в отечественных и зарубежных журналах. Является одним из авторов Общеобразовательного стандарта по специальности 1-23 01 04 Психология».

Под его руководством защищено 23 кандидатских диссертации (А.А Аладьин, И.А. Погодин, Г.А.Бутрим, В.Н. Кивайко, Н.В. Кухтова, Е.А. Трухан, В.А. Маглыш, О.Л. Шибко, Е. А. Лупекина, И.В.Аксючиц, В.Б. Пархамович, Д.Я. Дмитриева, Н.М. Шевченко-Савлаковой, И.В. Гулис, А. Е. Грищенкова, А. В. Ракицкая, Ю. Л. Кузмицкая, В.Н. Семенов, Я. Е. Лебедева, Астрейко Н.С., Микелевич Е.Б., Соколович Е. А., Шестиловская Н.А.) и 1 докторской диссертации (И.Н. Андреева).

Возглавлял рабочую группу по разработке Государственной программы развития социально-гуманитарных наук по направлению "Психология" (2003 г.), являлся одним из разработчиков Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (1998 г.) и Программы психосоциальной и педагогической помощи населению, пострадавшему от последствий катастрофы на ЧАЭС на 1996– 2000 г.г. Член экспертного совета по направлению "Социально-психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков " Государственной программы "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС" (1996– 2000 г.г.).

Возглавляет секцию по психологии Учебно–методического объединения (УМО) вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (2000–2005, 2009–2013 г.г.), а также секцию по психологии и педагогике Центра учебно–методической книги в сфере высшего и среднего специального образования. Член Республиканского совета по координации научных исследований в области психолого–педагогических наук при Министерстве образования Республики Беларусь (с 2006 г.), С 2010 г. руководитель секции психологии Республиканского совета по координации научных исследований в области психолого–педагогических наук при Министерстве образования Республики Беларусь. Член рабочей группы по разработке протоколов об оказании психологической помощи населению РБ вне организаций здравоохранения (с 2010 г.).

Член редколлегии журналов   "Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология", "Идеологические аспекты военной безопасности", "Вестник Академии МВД Республики Беларусь", "Научно-практический журнал "Право Экономика Психология", Зборнiк навуковых прац Акадэмii паслядыпломнай адукацыi, Научные труды Республиканского института высшей школы, "Вестник Омского университета. Серия: Психология", "Украинский психологический журнал", Вісник Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка: Психологічні науки, член редакционного совет журнала "Медицинская психология в России", "Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика", "Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития", "Social Studies: Theory and Practice".

Член–корреспондент Международной Академии Психологических наук (с 2010 г.), почетный член Украинской ассоциации организационных психологов и психологов труда (с 2004 г.), член Международного общества по предупреждению насилия и пренебрежения детьми (2006 г.) Американской ассоциации исправительной и судебной психологии (2005 г.).

В разное время был Председателем Совета К. 02.23.01 по психологическим наукам при Национальном институте образования, заместителем председателя Совета Д. 02.01.19 по психолого–педагогическим наукам при БГУ, членом совета Д 02.21.04 по психологическим наукам при БГПУ им. М.Танка, членом Совета К 02.21.01 по психологическим наукам при БГПУ им. М.Танка, председателем совета по защите диссертаций Д 02.21.05 по психологическим наукам, созданном при БГУ.
В настоящее время является председателем совета по защите диссертаций Д 02.01.19 по психологическим наукам, созданном при БГУ.

Научно-исследовательские интересы:

• Психологические и социально–психологические проблемы агрессивного поведения и насилия в межличностных отношениях.

• Психологические и социально-психологические проблемы адаптации.

• Диагностика и психологическая коррекция нарушений личностного развития и поведения детей, подростков и взрослых.

• Психологические механизмы регуляции мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер личности детей и подростков.

• Психологические проблемы семьи и детско-родительских отношений.

 

Научные результаты:

В результате научной деятельности разработаны аффективно­–динамическая теория адаптации и модель агрессии, методологические и методические принципы психолого-педагогической диагностики учащихся разных возрастных групп, психологические основы психопрофилактики и коррекции деструктивного поведения учащихся, психокоррекционные программы и организационно–методическое обеспечение психологической помощи детям с отклонениями в поведении и развитии.

 

Практические результаты:

Психологический тренинг "Управление гневом и агрессией" (базовый курс)

Психологический тренинг "Управление гневом и агрессией в работе с клиентами"

Психологический тренинг менеджеров "Управление гневом и агрессией в работе с персоналом"

Тренинг модификации поведения (для агрессивных, асоциальных и девиантных подростков)

Тренинг психологической компетентности педагогов

Тренинг профессиональной компетентности психолога-консультанта

Тренинг родительской компетентности

 

Контакты:

Телефоны: раб. (017) 259-70-49

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.