Select your language

Содержание и критерии оценки конкурсных заданий заочного этапа

Студенческая Олимпиада по психологии "ПсиОлимп"

 

1. Номинация "Аналитический обзор"

 

Предоставляется аналитический обзор (справка), как минимум, по одному из заданий. Аналитический характер работы подразумевает сравнение нескольких точек зрения по рассматриваемому вопросу, аргументированное представление авторской позиции. Обзор завершается четко сформулированными выводами, содержащими результаты проведенного анализа, и списком использованных источников. Объем работы – от 1 страницы печатного текста.

Задания номинации:

– аналитический обзор белорусских научных психологических статей по избранной тематике;

– аналитический обзор зарубежных научных психологических статей по избранной тематике;

– аналитический обзор книжных новинок из области психологии;

– аналитическая справка о малоизвестных фактах биографии известного белорусского психолога;

– аналитическая справка о малоизвестных фактах биографии известного зарубежного психолога;

– аналитическая справка о малоизвестных или новейших научных экспериментах в области психологии;

– аналитическая справка о новейших разработках в области практической психологии.

Критерии оценки: оригинальное авторство, широта охвата научных источников, аналитичность, корректность использования категориально-понятийного аппарата, умение грамотно и убедительно излагать научный материал и личную позицию по рассматриваемому заданию, четкость формулирования обобщений и выводов, соответствие научному стилю изложения, культура научного цитирования и оформления текста.

2. Номинация "Разработка и решение психологических кейсов"

Предоставляется, как минимум, один психологический кейс и его решение с позиций различных психологических школ. Кейс должен содержать описание ситуации (вымышленной или реальной), решение которой требует знаний из области психологической практики. Задание может быть оформлено в виде художественного рассказа или клинической справки с подробным описанием действующих лиц и проблемной ситуации. К описанию прилагаются теоретически обоснованные авторские варианты решения ситуации.

Задания номинации:

– кейс по педагогической психологии;

– кейс по семейной психологии;

– кейс по медицинской психологии;

– кейс по юридической психологии;

– кейс по организационной психологии;

– кейс по другой области практической психологии.

Критерии оценки: оригинальное авторство, реалистичность и полнота изложения, понятность, соответствие заявленной отрасли психологии, предоставление обоснованного и аргументированного решения кейса (со ссылками на теории и авторов, конкретные литературные источники), культура оформления.

3. Номинация "Что? Где? Когда?"

Предоставляется подборка из 10 вопросов и удивительных фактов, как минимум, по одному из заданий, с аргументированными ответами на них.

Задания номинации:

– забавные или удивительные факты из области психологии;

– вопросы о малоизвестных фактах биографии знаменитого психолога;

– вопросы о малоизвестных или новейших научных экспериментах в области психологии;

– вопросы о новейших разработках в области практической психологии

Критерии оценки: корректность, понятность, нетривиальность, соответствие дидактическим принципам подачи учебного материала, предоставление корректных и аргументированных ответов на конкурсные вопросы (со ссылками на литературные или иные информационные источники).

4. Номинация "Подборка психологических задач"

Предоставляется подборка из 5 задач, как минимум, по одному из заданий. Задача представляет собой краткое описание условия и вопрос. Отличительными особенностями задач по психологии являются: описание необходимых условий, открытый характер вопроса, требующий развернутого однозначного ответа с обязательным приведением промежуточных умозаключений и аргументирования. Задача может содержать описания психологических экспериментов и клинических случаев. Может быть также добавлена рекомендация по решению задачи (например, какое решение следует применить, в рамках какой теории следует объяснить описанный феномен и т.д.).

К описанию прилагаются теоретически обоснованные авторские варианты решения задачи.

Примеры задач:

  1. Анна решила организовать званый обед, пригласила более 80 гостей и сварила свое коронное блюдо – уху. Но, не имея опыта ее приготовления в больших объемах, она просчиталась с количеством специй. В результате уха получилась недостаточно перченой. Помощницы Анны, попробовав уху, согласились, что надо добавить совсем немного красного перца, чтобы уха приобрела идеальный вкус. Но Анна очень боится испортить уху, переперчив ее, так как уже всыпала целую пачку (20 г) красного перца. Сколько граммов красного перца следует Анне добавить в уху, чтобы добиться едва заметного увеличения "жгучести"?
  2. В русских народных сказках описывается влияние на героя «приворотного зелья». В инструкции по применению указывается, что после употребления зелья герой влюбится в первую встретившуюся ему девушку. Объясните механизм действия приворотного зелья, используя понятие фундаментальной ошибки каузальной атрибуции.
  3. В эксперименте Леона Фестингера и Мэррил Карлсмит испытуемым приходилось в ходе эксперимента выполнять бессмысленное задание: перекладывать в течение часа катушки с подноса на стол и обратно со стола на поднос. После того, как одни участники эксперимента "отрабатывали" свою долю бессмыслицы, их просили, чтобы они сказали другим студентам, ожидавшим своей очереди для участия в эксперименте, что это исследование очень полезное, поучительное и в высшей степени интересное. Причем, одним за обман платили по доллару, другим — по 20. Позднее в вопросниках об отношении к эксперименту каждый участник, за плату обманывавший других, выражал свое отношение к исследованию. Л. Фестингер и М. Карлсмит установили, что группы испытуемых (те, которым платили по 1 доллару за ложь, и те, которые получали по 20 долларов) по-разному оценивали эксперимент. В одной группе участники сочли эксперимент более интересным. Какая это была группа? Аргументируйте свой ответ с позиции теории когнитивного диссонанса.
  4. Объясните с точки зрения научной психологии, почему скрещенные в кармане пальцы могут "спасти от сглаза".

Задания номинации:

– задачи по физиологическим основам психики человека;

– задачи по психологии познавательных психических процессов;

– задачи по психологии психических состояний;

– задачи по психологии психических свойств;

– задачи по социальной психологии;

– задачи по медицинской психологии;

– задачи по педагогической психологии и психологии развития.

Критерии оценки: оригинальное авторство, корректность, понятность, логичность и научность изложения, соответствие дидактическим принципам подачи учебных задач, предоставление корректного и аргументированного решения задачи (со ссылками на психологические теории, конкретные литературные и другие информационные источники), культура оформления.

5. Номинация "Учебная презентация (видеофильм)"

  Предоставляется учебная презентация (видеофильм), как минимум, по одному из заданий. Презентация (видеофильм) о психологическом учреждении могут содержать информацию о структуре учреждения, истории его создания, традициях, основных направлениях деятельности, известных сотрудниках, научных разработках, проводимых научных и образовательных мероприятиях. Презентации могут быть дополнены интервью с представителями учреждения, фотографиями, демонстрацией отдельных страниц Интернет-сайтов учреждений и т.д. В случае подачи презентации или видеофильма о белорусском психологическом институте/ факультете/ лаборатории команды могут приготовить материал о любом психологическом учреждении Беларуси, кроме того, в котором они обучаются.

Презентация (видеофильм) об отдельных психологических исследованиях (экспериментах, теориях и т.д.) может содержать теоретический материал, иллюстрации, видео экспериментов, интервью и т.д.

Объем презентации – до 25 слайдов, продолжительность видеофильма – до 60 минут.

Задания номинации:

– учебная презентация или видеофильм о белорусском психологическом институте/ факультете/ лаборатории;

– учебная презентация или видеофильм о зарубежном психологическом институте/ факультете/ лаборатории;

– учебная презентация или видеофильм об отдельных психологических исследованиях, экспериментах, теориях и т.д.

Критерии оценки: новизна, информативность, системность, научность и полнота представления содержания, оригинальность подачи материала, соответствие дидактическим принципам подачи учебной информации в презентации, культура оформления.

6. "Внутривузовская" номинация (проводится только в первом туре)

Предоставляется творческая работа, как минимум, по одному из заданий.

Задания номинации:

– шутливое резюме прослушанного учебного курса (курс "в кратком изложении");

– "рекламное предложение" прослушанного учебного курса;

– подборка "крылатых фраз" (самых интересных и самых смешных высказываний) преподавателей кафедры психологии;

– шарж на преподавателя кафедры;

– шарж на известного психолога;

– графическое представление научной теории/ концепции из области психологии;

– фото-коллаж о студенческой жизни на отделении психологии.

Критерии оценки: соответствие содержания сути задания, информативность, понятность, юмористичность, тактичность.

 

Faculty of Philosophy and Social Sciences BSU © 2006-2025 ffsn.bsu.by