МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Программа учебных и информационных мероприятий
школы юного философа "ПАЙДЕЯ"

Составитель:

доцент каф. философии и методологии науки,

к.ф.н. Доброродний Д. Г.

Минск 2012

 

Пояснительная записка

Философия занимает одно из центральных мест в системе современного высшего и среднего образования. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

При этом нужно отметить, что только философские кафедры факультета философии и социальных наук БГУ готовят соответствующих специалистов – преподавателей философии и социально-гуманитарных дисциплин – для всех ВУЗов и СУЗов республики. Для выполнения этой важной и ответственной задачи на высоком качественном уровне на факультете философии и социальных наук организована школа юного философа, призванная обеспечить системную информационно-разъяснительную и профессионально-ориентационную работу на предварительном этапе, еще до поступления абитуриента на отделение "Философия".

 

Цели и задачи школы юного философа

Цель школы юного философа – формирование профессиональной ориентации учащихся средних учебных заведений по специальности "философия". Основными задачами работы школы являются:

- ознакомление учащихся с предметной областью основных дисциплин философского цикла;

- развитие у них навыков критического мышления и логичного рассуждения, умения рационально подходить к решению проблемных ситуаций, ясно и последовательно выражать свои мысли, отстаивать свою позицию в дискуссии;

- формирование основ системного философско-научного мировоззрения;

- информирование учащихся и их родителей об условиях обучения на факультете философии и социальных наук и перспективах последующего трудоустройства.

 

Основные формы работы учащихся в школе юного философа

Работа учащихся в школе юного философа строится по модульной модели. Первый модуль – профессионально-ориентационная работа – включает знакомство с основами студенческой жизни, общей структурой учебного плана, перспективами трудоустройства и профессиональной реализации в форме лекций, бесед и дискуссий со студентами и выпускниками философского обделения, а также сотрудниками философских кафедр. Второй модуль – информационно-разъяснительная работа – включает знакомство с предметной областью основных дисциплин философского цикла и формирование основ философского мировоззрения преимущественно в форме лекций с использований современных информационных технологий и интерактивных методик. Третий модуль – практическая и самостоятельная работа – предполагает развитие навыков критического мышления, логичного рассуждения, умения ясно и последовательно выражать свои мысли в публичных выступлениях, в дискуссиях, при обсуждении философских текстов и проблемных ситуаций.

 

Примерный тематический план

Тематический план составлен в соответствие с модульной моделью организации работы школы и типовой учебной программой курса "Философия", которая отражает основные предметные области философского знания. Предельно широкая формулировка тем лекционных занятий обусловлена их ознакомительным характером и необходимостью существенно варьировать содержание лекций год от года, поскольку состав учащихся обновляется частично.

 

Занятие 1.

1 модуль. Тема: "Организация работы на факультете философии и социальных наук"

2 модуль. Тема: "Философия и жизненный мир человека".

3 модуль. Самостоятельная работа с философскими изречениями и публичные выступления.

 

Занятие 2.

1 модуль. Тема: "Учеба на философском отделении глазами студента-философа"

2 модуль. Тема: "Философия в исторической динамике культуры".

3 модуль. Работа с классическим философским текстом.

 

Занятие 3.

1 модуль. Тема: "Особенности студенческой жизни вне занятий"

2 модуль. Тема: "Философия бытия" / "Этика как раздел философского знания".

3 модуль. Дискуссия по результатам самостоятельного исследования актуальной проблемы.

 

Занятие 4.

1 модуль. Тема: "Профессиональная реализация по специальности выпускника философского отделения"

2 модуль. Тема: "Философская антропология".

3 модуль. Обсуждение темы в группах.

 

Занятие 5.

1 модуль. Тема: "Особенности работы преподавателя философской кафедры ФФСН БГУ"

2 модуль. Тема: "Сознание как предмет философии и науки".

3 модуль. Дебаты по актуальной проблеме.

 

Занятие 6.

1 модуль. Тема: "Возможности профессиональной реализация выпускника философского отделения"

2 модуль. Тема: "Философия культуры" (религия, искусство).

3 модуль. Работа с современным философским текстом.

Занятие 7.

1 модуль. Тема: "Научно-исследовательская работа студента-философа"

2 модуль. Тема: "Философия истории".

3 модуль. Публичное выступление с философским эссе на заданную тему.

 

Занятие 8.

1 модуль. Тема: "Возможности профессиональной реализация выпускника философского отделения"

2 модуль. Тема: "Социальная философия" (общество, политика).

3 модуль. Самостоятельная творческая работа.

 

Занятие 9.

1 модуль. Тема: "Международное сотрудничество факультета философии и социальных наук БГУ"

2 модуль. Тема: "Логика и риторика в структуре философского знания".

3 модуль. Практическая работа по теме.

 

Занятие 10.

1 модуль. Тема: "Возможности профессиональной реализация выпускника философского отделения"

2 модуль. Тема: "Философия в современном мире".

3 модуль. Работа с современным философским текстом.

 

Утверждено Советом факультета философии и социальных наук

Протокол № __ от __.___.______ г.