Сотрудники кафедры "Общей и медицинской психологии" ведут активную научно-исследовательскую работу. До 2020/2021 уч.г. сотрудники кафедры осуществляли исследования на кафедре "Психологии", которая после реструктуризации была разделена на кафедры "Общей и медицинской психологии" и "Социальной и организационной психологии". За годы существования кафедры ее сотрудниками были изданы сотни научных трудов (монографий, статей, материалов и тезисов конференций, сборников), а также авторских учебных и учебно-методических пособий.

Ежегодно студенты и магистранты участвуют в Республиканском конкурсе научных работ студентов, становясь впоследствии в номинации "Психология, педагогическая и коррекционная психология" либо победителями, либо дипломантами. В целях профессионального роста учащихся кафедры "Общей и медицинской психологии" и "Социальной и организационной психологии» проводят студенческую олимпиаду по психологии "ПсиОлимп".

В течение последних двадцати лет сотрудниками кафедры "Психологии" выполнялось множество научных исследований, отвечающим современным и самым актуальным направлениям развития белорусского общества. Динамично развивалась кафедральная наука, тематика которой максимально учитывала современные запросы науки, практики и образования.

В период 2001-2005 гг. сотрудниками кафедры выполнялась тема "Исследование динамики психосоциальной адаптированности на различных этапах онтогенеза" (научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Были получены данные о психологических закономерностях, определяющих динамику психосоциальной адаптированности у представителей стигматизированных групп, пациентов с различными заболеваниями, у детей с отклонениями психофизического развития, у детей и взрослых, являющихся жертвами физического и психологического насилия.

В 2006‑2010 гг. разрабатывалась следующая пятилетняя тема "Психология здоровья в Республике Беларусь: теория и практика" (научный руководитель - доктор психологических наук профессор Слепович Е.С). Результатами выполнения темы стали методологический анализ проблемы психологии здоровья, теоретическое обоснование модели взаимосвязи психологических факторов и здоровья человека, научное обоснование и определение содержания методического обеспечения изучения психологии здоровья и здорового образа жизни, выделение основных проблем изучения здорового образа жизни в сфере клинической, социальной, детской, специальной и педагогической психологии, определение конкретных методов изучения отношения к здоровому образу жизни, уровню психической саморегуляции, удовлетворенности качеством жизни, стрессоустойчивости, Я-концепции,  выявление социально-психологических условий,  способствующих безопасному поведению, а также особенностей формирования адекватных отношений с социальной средой у детей с особенностями психофизического развития.

Большое внимание было уделено прикладным аспектам разработки проблемы здорового образа жизни. В частности, было сделано обоснование наиболее перспективной методики исследования психологических факторов здорового образа жизни, разработаны и апробированы психологические методы содействия здоровому образу жизни и определены наиболее эффективные психологические технологии содействия здоровому образу жизни.

В 2011‑2015 гг. осуществлялась разработка кафедральной темы «Социализация субъекта на разных этапах онтогенеза» (научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). В результате выполненного исследования были разработаны понятие и психологическая модель социализации субъекта на различных этапах онтогенеза. Практическое значение полученных результатов состоит в определении стратегии психологической работы с населением, которые могут быть использованы для преодоления проблем социализации в различных возрастах; разработке психологических технологий, способствующих нормальному развитию и социализации субъекта. Результаты могут также использоваться для разработки требований к деятельности специалистов, работающих в системе образования, а также в системе помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

С 2016 по 2020 гг. на кафедре выполнялась тема «Субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации и психического развития индивида» (научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Основными результатами исследования стали: разработка понятия, структуры и критериев продуктивности субъект-субъектной коммуникации; определение культурных факторов субъект-субъектной коммуникации и их связи с социализацией индивида; раскрытие характеристик коммуникации с ребенком как фактора его социализации и психического развития; выявлении особенностей профессиональной коммуникации как фактора профессиональной деятельности и адаптации индивида; определение макросоциальных факторов субъект-субъектной коммуникации.

Сотрудниками кафедры выполнялся целый ряд тем НИР, финансируемых Министерством образования, Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, ЮНИСЕФ, а также заданий в различных государственных программах научных исследований.

В 2005 г. был получен грант конкурса проектов фундаментальных поисковых исследований «НАУКА-2005» на выполнение темы "Психологические проблемы вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь и пути их коррекции" (2005 - 2007 гг., научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Итогом проведенной работы стали разработка системы психологически обоснованных мероприятий, способствующих бесконфликтной адаптации вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь, позволяющих предотвратить рост уровня конфликтности в обществе на межэтнической основе, содействие успешной психологической интеграции вынужденных мигрантов в белорусское общество, а также разработка программы психологической адаптации вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь.

В рамках Государственной программы прикладных научных исследований на 2006-2010 гг. "Национальная безопасность" выполнялась тема "Исследование психологических особенностей, анализ причин, последствий и профилактика агрессивного взаимодействия в современных социальных отношениях, обеспечивающих безопасность Республики Беларусь в политической и гуманитарной сферах" (2006-2010 гг., научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Сотрудниками кафедры, участвующими в этом проекте, были проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессии и насилия в социальных отношениях, определены методические основы изучения проблемы агрессии и насилия в социальных отношениях, разработан диагностический инструментарий, предназначенный для изучения распространенности физического, психологического и сексуального насилия, определены распространенность и установлены возрастная и половая динамика физического и психологического насилия в сфере образования, выявлены последствия физического и психологического насилия в сфере образования. В сфере семейных отношений были определены распространенность насилия в супружеских отно­шениях, выявлены гендерные различия в эмоцио­нальных переживаниях супружеских отношений в зависимости от насильственного взаимодействия, установлена распространенность насилия в родительско-детских отношениях, выявлены последствия физического и психологического насилия в системе семейных отношений.

В результате проведенной работы на основе разработанных методик были определены распространенность и установлены различия в проявлениях физического и психологического насилия в сфере производственных отношений (госучреждения и организации) и их последствий. Выявлены последствия физического и психологического насилия в сфере производственных отношений.

Были получены новые данные о закономерностях выбора тематики молодежных мультфильмов насильственного содержания в зависимости от уровня агрессивности и тревожности подростков и юношей, о динамике психофизиологических показателей индивидов с разными уровнями агрессивности при просмотре порнографического материала насильственного и ненасильственного содержания. В Государственной программе прикладных на­учных исследований на 2006-2010 гг. "Экономика и общество" была выполнена тема "Отношение личности к экономическим инновациям" (2006-2010 гг., научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). В результате проведенных исследований были выявлены монетарные стратегии бизнесменов, получены сравнительные данные о монетарных стратегиях людей, занимающихся бизнесом, и государственных служащих, разработана базовая программа комплексного изучения экономического поведения, осуществлена апробация программы комплексного изучения эко­номического поведения.

Активное участие преподаватели кафедры психологии приняли в выполнении Государственной президентской программы "Дети Беларуси" (2006-2010гг.):

  • "Исследовать состояние противоправного поведения несовершеннолетних в Республике Беларусь, разработать научное сопровождение соци­альной и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, а также концептуальные подходы к прогнозированию противоправного поведения несовершеннолетних" (научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.);
  • "Разработать и внедрить в учреждениях системы образования, труда и социальной защиты, обороны, внутренних дел, культуры, работающих с семьями, детьми и молодежью, образовательно-воспитательные программы (курсы по выбору, факультативы) и их методическое обеспечение по профилактике насилия в семье, коллективе, обществе и формированию навыков ненасильственного разрешения конфликтов" (научный руководи­тель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.);
  • "Разработать и внедрить систему мер, направленных на предупреждение отказа от детей" (научный руководитель - кандидат психологических наук доцент Поликарпов В, А.);
  • Социально-психологические факторы готовности к усыновлению" (научный руководитель - кандидат психологических наук доцент Поликарпов В. А);
  • Исследование особенностей социально-психологической адаптации детей и родителей в семьях усыновителей с учетом типологии семей и разработка модели комплексного сопровождения семей усыновителей" (научный руководитель - кандидат психологических наук доцент Лахвич Ю. Ф.).

В 2010-2012 гг. выполнена тема "Развитие субъектности у детей с особенностями психофизического развития" (научный руководитель - кандидат психологических наук доцент Поляков А. М.). Проведен анализ категории субъекта и механизмов его развития, анализ категории символа и символической функции сознания, разработана структура символической функции сознания.

Под руководством доктора психологических наук профессора И. А. Фурманова группой белорусских ученых был реализован проект "Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь" под эгидой ЮНЕСКО (2007-2008 гг.). В результате проведенного исследования были систематизированы имеющиеся материалы локальных исследований по насилию в отношении детей и соответствующая информация относительно форм, причин и последствий насилия в отношении детей и молодых людей, изучено мнение детей, родителей и профессионалов о понятиях «насилие» и «насилие в отношении детей», установлена степень распространенности различных видов насилия в отношении детей в семье, школе, других детских и иных учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей, а также на улице, определена возрастная и половая динамика виктимизации детей со стороны сверстников, родителей, педагогов, изучены общественные ресурсы информирования о насилии, модели регистрации и учета случаев насилия в отношении детей в семье, школе, дру­гих детских и иных учреждениях, на улице, проанализирована система работы по профилактике и противодействию насилию в отношении детей и на этой основе определены успешные модели работы по предупреждению и противодействию насилию в отношении детей в Беларуси, выявлены степень правовой и образовательной компетентности специалистов, работающих по предупреждению и противодействию насилию в отношении детей. В заключение были разработаны рекомендации по предупреждению насилия в отношении детей и реабилитации пострадавших.

Существенный вклад сотрудники кафедры внесли в научное обоснование и сопровождение учебного процесса в БГУ и психологического образования в стране в целом.

В первую очередь это касается выполнения таких тем в Государственной программе развития социально-гуманитарных наук, как «Разработать научно-методическое основы стандартизации психологического образования для специальности Е 1-23 01 04 - Психология» и «Разработать учебно-методическое обеспечение преподавания в вузах дисциплины «Общая психология» для специальности Е 1-23 01 04 - Психология» (2003-2005 гг., научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). На основании изучения отечественного и международного опыта формирования профессионального психологиче­ского мышления были разработаны государствен­ный стандарт высшего психологического образо­вания, определены основные направления и до­стижения современной психологии и разработана программа курса общей психологии для психоло­гических факультетов университетов, разработаны план-проспект, структура и содержание учебника по курсу "Общая психология" для психологических факультетов университетов.

Достаточно продуктивно выполнялись темы:

  • "Теоретические основания университетской подготовки психологов к практике коррекционной работы" (руководитель Слепович Е.С., сроки выполнения 2004-2006гг., № госрегистрации 20041250), выполняемой в рамках отраслевой научно-технической программы "Образование и здоровье";
  • Проект ЮНИСЕФ "Анализ ситуации в области оказания услуг детям с особенностями психофизического развития раннего возраста" (руководитель Слепович Е.С., 2005 г.);
  • Задание 04 "Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития" (сроки выполнения: 2012 - 2016, № госрегистрации 20123155) Госпрограммы "Развитие специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 гг.".
  • Помимо этого был сделан важный шаг в совершенствовании психологического образования при реализации темы "Разработка электронного учебно-методического комплекса "Основы психологии" по дисциплине "Основы психологии и педагогики" для всех специальностей в соответствии с новыми образовательными стандартами" (2005 научный руководитель - доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Разработанный электронный учебно-методический комплекс "Основы психологии" по учебной дисциплине "Основы психологии и педагогики" стал базовым для студентов всех специальностей, обучающихся в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.

По итогам проводимых научных исследований начиная с 2003 г., были проведены пять Международных конференций "Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблем и перспективы".

Не остается кафедра в стороне и от подготовки научных кадров высшей квалификации. В целях повышения качества диссертационных исследований при обучении в аспирантуре был создан институт научной магистратуры по специальности "Психология".

Также при БГУ осуществляет работу Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 02.01.19 по психологическим специальностям (председатель - доктор психологических наук профессор И.А. Фурманов, зам. председателя - доктор психологических наук доцент А.М. Поляков, ученый секретарь - кандидат психологических наук доцент Ю.Г. Фролова).